СТАНДАРТЫ ДОСТУПНОСТИ И ЛЮБОВЬ К ХРАМУ
Обсуждая в церковной аудитории вопросы доступности храма, авторы этой книги неоднократно наблюдали, что начинать лучше с терминологии.
В самом деле, православному человеку трудно применить к храму обычные научные термины. Храм действительно совершенно особое место, образ Царства Небесного, место, где в таинствах человек соединяется с Богом. Церковная символика, архитектурные формы, храмовый интерьер – все это помогает человеку приобщиться к церковной жизни.
Однако с точки зрения законодательства храм – это часть инфраструктуры, «культовое здание и сооружение», и на него в полной мере распространяются требования закона «обеспечить безопасность и доступность услуг» для всех людей, которые в него приходят, какими бы неуместными не выглядели для нас официальные термины «культовое здание» или «услуги».
Важная задача, которая стоит перед архитекторами, священниками, проектировщиками, как раз и заключается в этом: соединить принятые стандарты, научные разработки, практический опыт со знанием церковных традиций, любовью к храму, его архитектуре и богослужению.
Только так можно выполнить требования законодательства и сделать храмовые комплексы открытыми и удобными, доступными для всех, кто стремится прийти ко Христу. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4).
ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО В ИСТОРИИ РОССИИ
Архитектура храма и отношение к нему в разные эпохи нашей истории менялись. В нашей предыдущей книге о создании в храмах доступной среды1 мы писали, что в допетровскую эпоху храм был безусловной архитектурной доминантой населенного пункта – как говорят теперь, градообразующим центром, вокруг которого формировалась вся инфраструктура. Интересно, что в древности епископ «контролировал правильность и каноничность строительства [храма]. Причем необходимым условием при возведении храма или монастыря было составление описания церковного здания: “…и вся сущая в нем внутренняя и внешняя на хартию да напишутся”»2 . Такое же правило было и в XIX веке: «При построении церквей вновь или при перестройке представлять планы, фасады и сметы в Министерство Внутренних Дел для предоставления Его Величеству и вместе с тем представить план местности, квартала, улицы, площади и пр. (1827–1844)»3 . Т.е. храм изначально нужно было вписать в окружающее пространство, он никогда не рассматривался сам по себе.
Петр Первый перенес градообразующий акцент на светские здания, но храмы продолжали оставаться значимыми элементами окружающей среды, меняя свои формы и этим отвечая актуальным задачам своего времени, соответствуя потребностям прихожан: военных, горожан, пациентов больниц, богаделен и домов призрения. Например, стали появляться храмы с гардеробами или, как это было в домовых больничных храмах, с дополнительными входами и выходами из больничных помещений для инфекционных больных или для плохо передвигающихся людей.
В СССР человека пытались совсем лишить храма: действующие церкви закрывали, переоборудовали, а в новых городах просто не строили – советскому человеку ничто не должно было напоминать о Боге. Красота и доступность церквей раздражали власти, были вызовом и поводом для агрессии, которая распространялась на священников, прихожан и сами здания. Приходилось служить на квартирах или в храмах, до которых было тяжело добираться. В то время незаметность помогала выжить.
В 90-е годы началось быстрое восстановление и строительство новых храмов, но их число и темпы работы не удовлетворяли потребностям верующих людей, поэтому службы стали проводить в уже существующих сооружениях: клубах, ангарах, гаражах, домах культуры, кинотеатрах, детских садах и т.п.4 Для нового строительства стали выделять места, которые нередко совсем не подходили для храмов, что породило новые проблемы и конфликты с населением и местной администрацией из-за несовпадения мнений о месторасположении храма. Овраги, коммуникации, лесопарковые зоны – при строительстве эти факторы усложняют работу5 , а среди огромных высоток храм невозможно сделать не то что доминантой, но даже хоть сколько-нибудь заметным строением.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХРАМОВ
Сегодня ситуация меняется. Храм опять становится социально значимым объектом. И современная церковная архитектура, по мнению председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, учитывает изменившиеся запросы Церкви: «Храму сейчас нужны не только ритуальные, но и общественные пространства»6 .
Это подтверждается практикой: уже на стадии проекта архитекторов просят предусмотреть помещения для воскресной школы и литературного кафе, детскую комнату и спортивную площадку, зал с тренажерами, отдельное здание богадельни или реабилитационного центра. Примеры новых храмов показывают, что социальные и молодежные программы нередко обдумываются и предусматриваются священниками заранее. Такая деятельность будет способствовать воцерковлению, укреплению общины, но она невозможна без заранее спланированных усилий по адаптациисл пространства для детей, инвалидовсл, многодетных родителей, пожилых или тех прихожан, которые издалека приезжают на службы.
Возникают опасения, что излишнее внимание к внебогослужебной, социальной деятельности не пойдет на пользу, так как исказит религиозное назначение храма. Однако создание каждого православного храма – процесс сотворчества человека Богу7 , и при правильно расставленных акцентах, при учете современных стандартов и сохранении исторической памяти, при помощи квалифицированных специалистов, в первую очередь, архитекторов и социальных работников, вряд ли возникнут нарушения и перекосы.
Именно сейчас специалисты должны решить новую задачу: строить храмы капитальными, удобными, экономичными в эксплуатации – и в то же время адаптированными для маломобильных людей. Об этом неоднократно говорил в своих обращениях Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: «Призываю весь наш епископат обратить особое внимание на братьев и сестер, которые имеют ограничения по здоровью. Они члены нашей Церкви, и мы должны делать все от нас зависящее, чтобы им ничто не мешало чувствовать себя полноценными членами православной христианской общины»8.
АДАПТАЦИЯ ХРАМА КАК МИССИОНЕРСКАЯ ЗАДАЧА
В последнее время не только за рубежом, но в российском обществе появляется большое количество программ интеграции в общество людей с инвалидностью. В России действует федеральная программа «Доступная среда», которая охватывает деятельность по разным направлениям.
Действующая программа «Инклюзивный музей» развивает лучшие практики социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами и формирует в музеях доступную среду9. Стандарты доступности зданий и сооруженийсл с учетом особых потребностей инвалидов разработаны Министерством транспорта, Министерством промышленности и торговли РФ для своих подведомственных организаций. Инклюзивная среда развивается в образовательных и социальных учреждениях.
Православное сообщество тоже сделало значительные шаги по созданию доступной среды в храмах и церковных организациях, особенно за последние несколько лет, которые прошли с момента выхода нашей первой книги «Как сделать храм доступным для всех» (2015). Построены новые храмы с учетом современных требований к доступности, а там, где перестройка невозможна, появились пандусысл и подъемники; стали активно использоваться специальные устройства и предметы, позволяющие наиболее полно вовлекать людей с инвалидностью в богослужение: рельефные иконы, низкопольные аналои, адаптированные для незрячих молитвословы, ширмы для исповеди и т.п. Регулярно совершаются молебны и литургии специально для тех, кому нужны особые условия и индивидуальный подход. Проводятся обучающие семинары в регионах, подготовлены священнослужители, совершающие таинства на русском жестовом языке, и православные переводчики, осуществляющие сурдоперевод Божественной литургии и других чинопоследований. В храмах трудятся специалисты по социальной, молодежной и миссионерской работе, катехизаторы, помогающие священникам организовывать пространство так, чтобы посещение храма, участие в богослужениях, таинствах, приходской жизни и религиозное образование стали возможными для всех, в том числе для детей и взрослых с инвалидностью, пожилых, многодетных родителей и других людей, которые нуждаются в особом подходе.
Адаптация храмов для маломобильных людей – это современная миссионерская задача, которая становится все более значимой и заметной, так как помогает всем нам формировать культуру уважения и приятия другого человека. Церковный пример очень важен для общества: он вдохновляет других людей.
ИНВАЛИДНОСТЬ – ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ
Нам всегда нужно помнить, что каждый человек имеет право быть неотъемлемой частью общества и принимать участие в значимых для него событиях. Каждый человек должен иметь возможность определять и выбирать, принимать решения и управлять своей жизнью10, свободно передвигаться по городу, пользоваться публичным пространством и услугами, заявлять о своих интересах и изменять окружающую среду своими действиями и коллективными требованиями (например, в рамках деятельности обществ инвалидов)11.
Сегодня инвалидность понимается не как болезнь или проблема конкретного человека, а как результат нарушения взаимодействия между людьми, из-за чего формируются различные барьеры, в первую очередь психологические, мешающие людям с инвалидностью участвовать в жизни общества наравне с другими.
Инвалидность в таком понимании – это следствие несправедливого устройства всего нашего общества, и главные барьеры – это не лестницы и пороги, а внутренний негатив, который мешает нам обустроить пространство так, чтобы было удобно всем. Научиться мыслить по-другому, избавиться от неприятия отличающегося от тебя человека будет просто, если появится как можно больше мест, где происходят встречи разных людей, узнавание друг друга. Очень помогает и само пространство, дружественное человеку. Оно позволяет каждому реализовывать себя, раскрывать свои таланты и жить с радостью, а для людей с инвалидностью становится исцеляющим.
ПРОСТРАНСТВО, КОТОРОЕ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ
В зависимости от специфики документов и сферы их применения, встречаются разные термины: доступная или инклюзивная среда, помогающее или дружественное пространство, универсальный или инклюзивный дизайн. В целом речь идет о таком окружающем мире, в котором жизнь зависит не от социального и политического статуса человека, не от его материальных возможностей или состояния здоровья, а лишь от личностных потребностей и желаний. Это пространство, в котором возможна полноценная жизнь и всестороннее развитие.
Такое общество похоже на представления христиан о равенстве людей, о мире, к которому нам надо стремиться12.
История инклюзивного дизайна и создания безбарьерной среды начинается на Западе в ХХ веке и напрямую связана, с одной стороны, с развитием науки, а с другой – с последствиями двух мировых войн, когда общество столкнулось с необходимостью организовывать жизнь для миллионов покалеченных людей. Научный прогресс позволил значительно продлить их жизнь, а новые технологии и материалы позволяют выпускать оборудование и приспособления, удобные и комфортные для всех, а не созданные специально для инвалидов13. Здесь речь идет о бесконтактных дверных створках, устойчивых и безопасных скамейках, низкопольных автобусах и т.п.
Специалисты отмечают, что понимание безбарьерности и доступности меняется:
- первоначально наблюдалась активизация общественного движения «Без барьеров», направленного на устранение физических препятствий для людей с ограничениями здоровья;
- потом началась борьба против любых видов дискриминациисл таких людей за обеспечение их гражданских прав и утверждение стандартов доступности различных типов строений;
- сегодня западные страны отказываются от сегрегационного подхода, когда пространство адаптируется под определенную маломобильную группу населениясл. Теперь реализуют принципы универсального дизайнасл, проектируя такую среду, услуги, оборудование и предметы, которыми могло бы пользоваться максимальное количество людей.
Россия тоже движется в этом направлении, переходя от одного этапа к другому.
В российской истории был опыт оптимизации отдельно взятого замкнутого пространства: адаптация интернатов под нужды людей с конкретными нарушениями. Через один-два десятка лет это закончилось полным отчуждением людей с инвалидностью: они пропали из поля зрения общества, а нормотипичные люди разучились понимать их проблемы, перестали замечать. Мы до сих пор боремся с последствиями такого отношения к людям с инвалидностью. Для преодоления существующего отчуждения приходится прилагать специальные усилия.
Особенно сильно это отчуждение проявляется в больших городах, поэтому в последнее время появляется много проектов городского развития, направленных на преодоление равнодушия и враждебности мегаполисов, преодоление блазированности – так называют стратегию отгораживания горожан друг от друга для защиты от внешних раздражителей, поддержания социальной дистанции, сохранения культурной идентичности14. Христианам важно показать пример открытости и доверия к другим людям.
ДЛЯ КОГО НУЖНО АДАПТИРОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО
Создание дружественного пространства в храме важно не только для людей с ярко выраженными проблемами: ментальными и речевыми, с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Есть еще несколько категорий людей с ограниченной подвижностью, для которых обустройство пространства имеет большее значение, чем для среднестатистического человека:
- пожилые люди, которых год от года становится больше;
- беременные и многодетные мамы, которым было бы удобно передвигаться с малышами в колясках;
- люди с временными ограничениями здоровья и часто болеющие, восстанавливающиеся после болезни.
Да и для любого из нас важно, чтобы были ровные дороги, места для отдыха, удобный транспорт, красивый дизайн.
Создание доступной среды – это слова любви, деятельной заботы о другом человеке. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что для решения проблем доступности самое важное значение имеют не технические возможности и материальные ресурсы, а заинтересованность и комплексное, системное понимание и решение проблемы.
Категории мобильности граждан по нормативным документам15:
- M1 – люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха;
- М2 – немощные люди, чья мобильность снижена из-за старения организма; люди на протезах; с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; с психическими отклонениями;
- М3 – люди, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки);
- М4 – люди, передвигающиеся на креслахколясках.
ОСНОВНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ ДОСТУПНОСТИ ХРАМА
Доступность того или иного объекта имеет несколько слагаемых, каждое из которых можно оценить по следующим критериям.
Доступность движениясл на основе маршрутно-ориентированного подхода:
- доступные маршрутысл общественного транспорта, выделенные парковки для инвалидов;
- удобные и безопасные для передвижения маршруты от остановок общественного транспорта и парковок к адаптированному входусл в храм (не обязательно центральному).
Архитектурная доступность:
- отсутствие горизонтальных и вертикальных архитектурных барьеров или информирование о них; • система пассивной навигациисл и ориентирования (тактильные наземные указателисл, цвета, выбранные для оформления, элементы ограждения, поручнисл, фактура материалов, освещение, формы, размеры и т.д.).
Информационная доступность:
- непрерывная навигация на всем пути следования;
- наличие на сайте храма актуальной, достоверной информации о доступности для принятия решения о посещении храма прихожанами с ограниченной мобильностью; информация в самом храме и на прихрамовой территории для людей с инвалидностью.
Ситуационная помощьсл предполагает:
- технологии оказания ситуационной помощи для каждой категории маломобильных людей, согласованные с соответствующими общественными организациями инвалидовсл;
- подготовленных специалистов и добровольцев для оказания необходимой ситуационной помощи в соответствии с согласованными технологиями;
- наличие кнопки вызова помощи;
- необходимое оборудование для оказания ситуационной помощи (коляски, трости, коммуникаторы и т.д.).
С организацией каждого из видов доступности связаны свои сложности.
Так, например, реализовать маршрутно-ориентированный подход очень важно, но сложность в том, что должна меняться вся городская среда: для того, чтобы маломобильный человек добрался до храма, он должен выйти из своей квартиры, а за ее пределами – в подъезде, на улице – ему встретятся узкие проемы, малогабаритный лифт, узкие лестницы. Он должен суметь воспользоваться транспортом, чтобы доехать до храма: важна длительность маршрута, условия пересадки с одного вида транспорта на другой, ширина тротуаров, высота бордюров, пандусы, отсутствие препятствий на дорогах, места для отдыха.
Реализовать маршрутно-ориентированный подход в наиболее полной мере под силу лишь местным властям, так как необходима координация всех, кто отвечает за доступность того или иного объекта и участкасл, точная информация об особенностях ландшафта, особенностях обустройства и доступности транспортной системы, количестве лиц, нуждающихся в доступных маршрутах, местах их проживания и т.д.
Для помощи прихожанам социальные работники храмов могут найти сопровождающих, в том числе на личном автотранспорте, помочь выбрать наиболее удобный из уже существующих маршрутов. В других странах уже разработаны такие карты, которые, учитывая все факторы, позволяют полностью спланировать путь из точки А в точку Б. Наши карты доступности в лучшем случае содержат краткую информацию о частично адаптированных объектах. Пока еще они не являются инструментом, в полной мере удобным для пользователя, а представляют собой, скорее, визуализированную информацию.
Церковные социальные работники могут представлять интересы человека с инвалидностью перед государством, ходатайствуя об оборудовании квартиры, подъезда, замене обычного автобуса на низкопольный и т.д.
Если говорить про архитектурную доступность (ей будет посвящена Глава 2), то архитектурные изменения сложно вносить в уже построенные храмы, если они к тому же являются объектами культурного наследия. Трудно подобрать подходящее решение, которое бы всех устроило, нужны большие вложения.
Оказание ситуационной помощи невозможно без согласованных с общественными организациями инвалидов технологий оказания ситуационной помощи, хорошо подготовленных специалистов и достаточного количества добровольцев, готовых к регулярной работе. Но все-таки, если бывает непросто обеспечить доступность всех путей движения или архитектурную доступность, особенно в зданиях-объектах культурного наследия, то информационную доступность и ситуационную помощь можно предоставить даже обладая небольшими материальными и человеческими ресурсами.
Как видим, доступность не подразумевает применение одних только архитектурных решений: техническая адаптация здания не является самоцелью. Главное – сделать доступными услуги, в нашем случае дать возможность каждому прихожанину принимать участие в богослужениях, таинствах, приходской жизни.
Что входит в понятие «доступный храм»?
- доступность путей движения на основе маршрутно-ориентированного подхода (т. е. не адаптация отдельных зданий, а планирование всего маршрута от точки А до точки Б);
- архитектурная доступность;
- информационная доступность;
- ситуационная помощь маломобильным людям для преодоления существующих барьеров.
При этом меры, которые вы будете предпринимать, должны быть тщательно спроектированы специалистами так, чтобы не нарушать церковные каноны, правила храмостроительства и не приводить к разрушению зданий. А применение ситуационной помощи позволит обеспечить приемлемые условия доступности даже там, где есть те или иные барьеры.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С тех пор как Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов16, она обязана принять надлежащие меры, чтобы обеспечить инвалидам наравне с другими доступ к транспорту, информации, связи и ко всем открытым для населения объектам и услугам.
Теперь неисполнение этих требований лежит не просто в области культуры и морали, но и влечет за собой административную ответственность: должностные лица (т.е. те, кто распоряжается собственностью, в данном случае – храмом) подвергаются штрафу от 2 000 до 3 000 рублей; юридические лица (имеются в виду собственники здания, в случае с храмами – это церковная община) – от 20 000 до 30 000 рублей)17.
Если здание церкви не доступно для людей с инвалидностью, группа инвалидов или даже один человек вправе подать иск в органы прокуратуры. После официального заявления выезжает комиссия, которая составляет заключение, выписывает штраф и готовит на возмездной основе рекомендации по устранению недостатков.
Однако нужно учитывать, что административные наказания применяются не там, где уровень доступности оказался невысоким, а там, где не принимают меры, чтоб обеспечить условия доступности.
В России уже есть прецеденты исков инвалидов к Церкви. Так, Самарская общественная организация инвалидов-колясочников подала в суд на Самарскую епархию за то, что три строящихся храма (храм Святой Троицы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Всех Святых) не были доступны для людей с инвалидностью. Ситуацию не стали доводить до судебного разбирательства, договорившись устранить все замечания.
Для того чтобы не создавать проблемы в будущем, необходимо уже при строительстве зданий исходить из принципа универсального дизайна. Там, где это невозможно (при эксплуатации уже построенных зданий), нужно применять принцип разумного приспособлениясл, не допуская «дискриминации по признаку инвалидности», т.е. ограничений для людей с инвалидностью. Оба понятия содержатся в ратифицированной Россией Конвенции ООН и раскрыты в нормативной базе – в СП‑59.13330–2012.
Универсальный дизайн – это организация пространства, обстановок, программ и услуг, призванная сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна для каких-либо целевых групп. Универсальный проект подразумевает доступность для маломобильных людей любого места в здании, а именно: общих путей движения и мест обслуживаниясл, не менее 5% общего числа мест, предназначенных для обслуживания.
Разумное приспособление – это внесение, когда нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив обязательных требований по созданию доступной среды. Такая адаптация не становится несоразмерным или неоправданным бременем для организаторов, но при этом обеспечивает доступность здания. При невозможности адаптации всего здания выделяются специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные для обслуживания маломобильных людей, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании. Очевидно, что такой вариант частичного приспособления невозможно реализовать в самом храме, но вполне возможно – в церковной лавке, на источниках и т.д.
Основной набор рекомендаций по созданию безбарьерной среды дан в СП 59.13330– 2012. В 2016 году вышла его актуализированная редакция – СП 59.13330.2016.
КАК И КЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОСТУПНОСТЬ ХРАМА
Рекомендации, содержащиеся в СП, не должны быть непременно все реализованы в каждом проекте. Главная цель – обеспечить условия доступности храма для всех маломобильных людей. Эта цель может быть реализована различными путями, и заказчик вправе самостоятельно в техническом задании на проектирование определить, в соответствии с какими из рекомендованных правил и подходов необходимо реализовывать требования безбарьерности при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте.
Если вы отходите от норм безбарьерности «в случае несоразмерности и неоправданно значительных расходов по обеспечению доступности конкретного здания и сооружения» (это, по закону18, касается не строящихся, а уже существующих объектов и только в случае, когда их невозможно полностью приспособить для инвалидов), то эти отклонения от действующих норм собственники храмов должны согласовывать отдельно по каждому храму. Согласно статье 33 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов», «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке».
В своде правил конкретизируется форма привлечения и форма учета мнения полномочных представителей инвалидного сообщества:
- план и алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам в существующих храмах нужно согласовывать с одним из общественных объединений инвалидов, действующих в той местности, где строится храм: в поселении, муниципалитете, городском округе19. Необходимо согласовывать технологии оказания ситуационной помощи для каждой категории инвалидов с общественными организациями, представляющими их интересы;
- при реконструкции или капитальном ремонте, когда обеспечивается только частичная архитектурная доступность храма, необходимо согласовать задание на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения с учетом мнения общественных объединений инвалидов20.
Если в храме есть отклонения от норм доступности, это не означает, что нужно согласовывать недоступность здания и услуг. Наоборот, в Федеральном законе идет речь о том, что в этом случае разрабатывают и согласовывают иные средства и пути для доступа инвалидов – в качестве временной меры до обеспечения полной доступности.
Список использованных ресурсов:
- Чистый С.В., Зальцман Т.В. Как сделать храм доступным для всех: технические нормы и архитектурные решения (указ. издание)
- Гурий (Федоров), иером. Церковный подход к храмовому строительству // Международная конференция МСА, 2000; Верховых Е.Ю. Канон в архитектуре православного храма // Академический вестник УралНИИпроект РААСН.– 2010.– № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kanon-v-arhitekture-pravoslavnogo-hrama (дата обращения: 09.10.2018).
- Благовещенский И.А. Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 г. – М., 1871; Пирожкова И.Г. Нормативное регулирование культового строительства в Российской империи // Вестник ТГУ. – 2010. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-kultovogo-stroitelstvav-rossiyskoy-imperii (дата обращения: 09.10.2018).
- Мухтасаров Т. Храм в городском социальном пространстве: типология научных подходов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – C.276-298. URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/50222535 (дата обращения: 17.07.2018).
- Варова Е. Что такое храм XXI века [электронный ресурс]// URL: http://www.pravoslavie.ru/103161.html (дата обращения: 17.07.2018); Как построить храм // Нескучный сад – журнал о православной жизни. – 2008. – №4. URL: http://www.nsad.ru/articles/kak-postroit-hram (дата обращения: 17.07.2018).
- Какие ошибки допускают проектировщики православных храмов // Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Официальный сайт [электронный ресурс]. URL: http://monasterium.by/ekonomu_na_zametku/kakie-oshibki-dopuskayut-proektirovshchiki-pravoslavnykh-khramov (дата обращения: 17.07.2018).
- Кеслер М. Современная церковная архитектура: особенности, смыслы, задачи // Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Официальный сайт [электронный ресурс]. URL: http://expsovet.ru/ современная-церковная-архитектура-о/(дата обращения: 17.07.2018).
- Патриарх Кирилл просит епископов обратить внимание на больных людей // РИА Новости (электронный ресурс), 25.09.2016. URL: https://ria.ru/religion/20160925/1477807483.html (дата обращения 1.09.2018).
- О проекте // Инклюзивный музей. Официальный сайт [электронный ресурс]. URL: http://in-museum.ru/ o-proekte (дата обращения: 17.07.2018).
- Философия независимой жизни // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-inva.ru/philosophy-of-living (дата обращения: 19.07.2018).
- Наберушкина Э.К. Инвалиды в большом городе: проблемы социального гражданства [монография]. – М: Аграф, 2012. – С. 21.
- Солодова Г.С. Представления христианства о социальном неравенстве и труде // «ЭКО». – 2006. – № 6. – С. 38–154. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0291/analit04.php (дата доступа: 30.10.2018)/.
- Рено А. Что такое инклюзивный дизайн // Теплица социальных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://te-st.ru/2017/08/25/what-is-inclusive-design/ (дата обращения: 19.07.2018).
- Наберушкина Э.К. Инвалиды в большом городе: проблемы социального гражданства [монография]. – С. 13.
- СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с изменением № 1)».
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов в РФ».
- См. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 31.12.2017 с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018), ст. 9.13.
- Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995, ст. 18 и 19.
- См. Федеральный закон № 181 в редакции 07.03.2018, ст. 15.
- См. СП 59.13330-2012, п. 1.2.
Источник: Чистый С.В., Зальцман Т.В., Леонтьева В.В., Авдеев А.В. Создание доступной среды в храме: комплексный подход. – М.: Лепта Книга, 2018. – ГЛАВА 1. ДОСТУПНЫЙ ХРАМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Комментарии ()
Написать комментарий