Инклюзивный туризм — это направление, призванное обеспечить равные возможности для путешествий всем людям, независимо от их физических особенностей. Он актуален для самых разных групп населения:
- Люди с ограничениями по здоровью. В России, по разным данным, проживает около 11-12 миллионов человек с инвалидностью, и многие из них хотели бы путешествовать.
- Пожилые люди. Эта группа составляет более 35 миллионов человек в России.
- Люди с временными нарушениями здоровья (например, после травм).
- Люди с детскими колясками и другие маломобильные группы.
Законодательная база
В России права инвалидов на беспрепятственное пользование транспортом защищены на федеральном уровне. Ключевыми документами являются:
- Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», который устанавливает минимальные стандарты доступности транспорта.
- Программа «Доступная среда», направленная на интеграцию людей с инвалидностью в общество, включая создание безбарьерной транспортной инфраструктуры.
- Приказ Минтранса России №321, который детально регламентирует оказание помощи инвалидам на транспорте. Согласно ему, перевозчики обязаны помогать с посадкой и высадкой, дублировать звуковую информацию визуальной, перевозить кресла-коляски и собак-проводников без взимания платы.
- Национальный стандарт ГОСТ Р 51090-2017, устанавливающий технические требования к транспортным средствам для обеспечения безопасности и доступности.
Транспортные льготы для людей с инвалидностью в России
Государство предоставляет ряд транспортных льгот, которые закреплены на федеральном уровне. Основные из них перечислены ниже:
- Городской и пригородный транспорт. Бесплатный проезд в городском (автобус, трамвай, троллейбус) и пригородном железнодорожном транспорте.
- Междугородный транспорт. Бесплатный или льготный (50% скидка) проезд к месту лечения и обратно на междугородном транспорте.
- Парковка. Бесплатная парковка на специально отведенных местах в любом населенном пункте.
- Железнодорожные и авиабилеты. Предоставление скидок на проезд в поездах и самолетах. «Российские железные дороги», например, предоставляют скидки людям с инвалидностью и их сопровождающим.
Реальная практика
Несмотря на закрепленные законом льготы, на практике путешественники с инвалидностью могут сталкиваться с рядом трудностей.
Основная проблема городского транспорта — это физическая доступность. Даже при наличии пандусов в метро или автобусах, они могут быть установлены с нарушениями или вовсе не работать.
В поездах дальнего следования есть специализированные купе для инвалидов. Они расположены в конце вагона, оснащены более широким входом и специальными туалетами, куда может заехать коляска. Однако таких купе очень мало — всего одно-три на состав, поэтому бронировать их нужно сильно заранее. Стоимость билета в таком купе сопоставима с ценой плацкарта, но для его покупки необходимо предъявить удостоверение инвалида. На вокзалах пассажирам с инвалидностью должны помогать сотрудники, но на практике помощь не всегда оказывается своевременно.
Если же путешествовать по городу, то в крупных городах, включая Москву, ситуация неоднородна. Некоторые автобусы оборудованы для колясок, но в метро маломобильным пассажирам сложно передвигаться самостоятельно из-за турникетов, больших зазоров между вагоном и платформой и отсутствия лифтов в некоторых переходах. В регионах проблемы с доступностью выражены еще острее: зачастую тротуары не имеют плавных съездов, а в кафе и магазины невозможно попасть из-за ступенек.
Вот, что рассказала о своих страхах порталу «Tutu» Марина Козикова, писательница, которая передвигается на коляске: «Страхов навалом: неизвестно куда, неизвестно зачем, неизвестно с кем. Я в первый раз поехала в составе специализированной группы, чтобы все-таки не одной, чтобы было с кем поговорить, и чтобы помогли, если вдруг что.
Все равно страхи и беспокойство остаются всегда, потому что каждый раз это новый город или новая страна. Однако тут вариантов два — либо ты боишься и сидишь дома, либо ты боишься и едешь. Я трусливая авантюристка, я боюсь и еду».
В целом, главным вызовом для междугородних переездов по-прежнему остается нехватка специализированного транспорта. Если индивидуальные поездки еще организуются, то для групповых туров адаптированных автобусов практически нет. В России существует всего несколько специально оборудованных автобусов с подъемниками и креплениями для колясок, один из которых курсирует в Калининградской области.
Что касается авиаперелетов, то в аэропорту пассажирам, относящимся к маломобильным группам населения, помогает служба сопровождения. Сотрудники встречают у входа, помогают пройти регистрацию и сдать багаж. Основная сложность проявляется во время полета — это пользование туалетом. В самолетах малой и средней дальности туалеты, как правило, не адаптированы. В дальнемагистральных лайнерах есть более просторные туалеты и бортовая коляска, а бортпроводники помогают пассажиру добраться до двери туалета, но не оказывают помощь внутри помещения.
Что в Тверской области?
Тверская область на практике демонстрирует, как может развиваться инклюзивный туризм в России, став одним из ведущих регионов в этой сфере. Ярким примером служит первый в стране специализированный автомобильный маршрут, созданный для людей с инвалидностью, в том числе и для колясочников. Этот тур под названием «Открывая Пушкина» включает девять остановок в Твери, Торжке и Старице, связанных с жизнью и творчеством поэта. Важно, что все объекты на маршруте были не просто включены в программу, а предварительно тщательно изучены и адаптированы для комфортного посещения.
Для обеспечения перевозок используется специально оборудованный автомобиль, выбранный за плавность хода. Но настоящим прорывом становятся инновационные решения, которые применяют организаторы. Например, они используют электромеханический вертикализатор - устройство для модернизации колясок, позволяющее человеку подняться, чтобы рассмотреть экспонаты на верхних музейных полках.
Развитие проекта не ограничивается транспортом и оборудованием. Для туристов организована комплексная информационная поддержка: выпущен подробный буклет-путеводитель и создан специализированный сайт, где указана степень доступности каждого объекта. Кроме того, можно заранее позвонить и предупредить о визите, чтобы получить необходимую помощь.
Также стоит отметить «Народный музей» в Торжке, одной из главных особенностей которого является доступность для всех категорий маломобильных групп населения, что развивает новую социальную философию создания окружающего пространства и толерантность к людям с ограничениями здоровья. Пространственное расположение позволяет подъехать с любой стороны человеку на инвалидной коляске, а для обеспечения доступности незрячих людей экспозиции оснащены системами тифлокомментирования с тактильным управлением. Для слабослышащих каждая витрина оборудуется специальными индукционными системами, которые взаимодействуют со слуховыми аппаратами посетителей. Помимо этого, музей предлагает множество разнообразных экспозиций: от «Золотное шитье XIX век», посвященная одноименному виду рукоделия, до «Музея вертолетов», где собрана коллекция настоящих летательных аппаратов.
Все вышеописанное дало толчок для активного развития инклюзивного туризма в регионе. Уже началась разработка новой экскурсии «Звуки древнего Торжка», рассчитанной на слабослышащих туристов. А в апреле 2025 года в Твери прошел круглый стол, посвященный роли инклюзивного туризма в реабилитации, что подтверждает серьезный и системный подход области к созданию безбарьерной среды для путешественников с особыми потребностями.
Рекомендации для путешественников
- Заранее изучайте доступность маршрута, отелей и объектов культурного наследия. Полезно звонить в отели и уточнять ширину дверных проемов и наличие поручней в номерах.
- При бронировании билетов на поезд или самолет обязательно сообщайте о своих особых потребностях, чтобы вам могли предоставить необходимую помощь.
- Выберите подходящую коляску, если она необходима. Для путешествий лучше подходит легкая, маневренная и компактно складывающаяся коляска. Если вы используете электроколяску, заранее уточняйте в авиакомпании требования к перевозке аккумуляторов.
- Изучите разделы, посвященные программе «Доступная среда», чтобы удостовериться в комфортности будущего путешествия.
- Найдите региональные общественные организации, занимающиеся проблемами людей с инвалидностью. Они часто обладают самой актуальной информацией из первых рук.
- Поищите блоги и отчеты о поездках в Тверь и область, написанные маломобильными туристами.
Путь к полноценной доступности транспорта и туризма в России пока нельзя назвать завершенным. Как мы видим, между законодательными нормами и повседневной практикой все еще существует разрыв. Однако общая тенденция обнадеживает: государство создает законодательную базу и предоставляет льготы, а отдельные регионы, даже берут на себя роль локомотивов изменений. Успех инклюзивных проектов и разработка новых маршрутов доказывают, что инклюзивный туризм - это не абстрактная идея, а реально работающее направление, которое развивается благодаря комплексному подходу: от адаптации транспорта до внедрения инновационных устройств и продуманной информационной поддержки.
Комментарии ()
Написать комментарий