На основе программы «Доступная среда» были введены понятия «универсальный дизайн» и «разумное приспособление». Но по-прежнему остаются проблемы с обеспечением доступности, связанные с тем, что заказчики и дизайнеры недостаточно осведомлены об этой теме. Решение может заключаться в повышении уровня знаний в этой области, включении принципов доступности в проекты и образовательные программы, а также в использовании опыта экспертов.
Россия в 2012 году присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Один из главных принципов этого документа — обеспечение равного доступа инвалидов к различным сферам жизни общества.
Конвенция ввела в обиход такие понятия, как «универсальный дизайн» и «разумное приспособление». Это привело к изменениям в ряде федеральных законов, включая поправки в Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Градостроительный кодекс и другие. За это время было разработано множество стандартов и сводов правил, а также запущена федеральная программа «Доступная среда».
Программа включает решения, которые позволяют людям беспрепятственно пользоваться услугами, активно участвовать в общественной жизни и проводить досуг.
Это относится и к промышленному дизайну, охватывая все окружающие нас предметы, которыми мы пользуемся ежедневно. Все вещи должны быть удобными и безопасными для пожилых и детей, людей с потерей слуха или зрения, передвигающихся на кресле-коляске или на протезе. Особенно актуальным это становится при проведении СВО. В соответствии с Конвенцией все сферы жизни общества должны соответствовать принципам универсального дизайна:
* доступность для всех;
* гибкость в использовании;
* простой и интуитивно понятный дизайн;
* низкое физическое усилие и подходящий размер.
* легко воспринимаемая информация;
* минимизация рисков.
За последние 12 лет были разработаны и усовершенствованы нормы, правила и подходы к созданию доступной среды. Должна была сформироваться целая отрасль, появиться эксперты и производители в этой сфере, государство должно было потратить значительные средства. Но так ли доступна среда вокруг нас сейчас? Ответ — нет.
Можно было бы обвинить в сложившейся ситуации безответственных производителей, строителей, продавцов, застройщиков, сотрудников контролирующих органов, владельцев зданий и сооружений. Но проблема носит более системный характер.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с использованием общественного транспорта: метро, электрички, поезда; а также с различными автоматизированными устройствами, например: банкоматами, вендинговыми аппаратами с напитками и др. Кроме того, мы регулярно взаимодействуем с домофонами, дверями, мусорными контейнерами, кассами самообслуживания и посещаем сайты, маркетплейсы. Этот список можно продолжать ещё долго.
Однако, мы редко задумываемся о том, насколько эти устройства могут быть неудобными для людей с низким ростом, колясочников, незрячих и слабовидящих, пожилых людей. Исключением можно назвать современные лифты, которые обычно доступны для всех пользователей.
Это происходит из-за отсутствия понимания того, что и как надо делать, и со стороны заказчиков, и со стороны исполнителей. Ещё одна серьёзная проблема кроется в профильных учебных заведениях, где не рассказывают о доступной среде и универсальном дизайне. Студентов не учат создавать продукцию, которая будет доступна для всех категорий граждан.
Часто промышленные дизайнеры не знают о существовании сводов правил и ГОСТов, в которых можно найти базовые требования к дизайну, или не используют их:
* СП 59.13330.2020.
* ГОСТ Р 51671-2020: Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов.
* ГОСТ Р 59602-2021: Тактильно-визуальные средства информирования и навигации для инвалидов по зрению.
* ГОСТ Р ИСО 24551-2023: Эргономическое проектирование. Голосовые инструкции в потребительских товарах.
* ГОСТ Р ИСО/МЭК 10779-2021: Информационные технологии. Руководство по обеспечению доступа к офисному оборудованию для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями.
* ГОСТ Р 52872-2019: Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме.
Чтобы преодолеть недостаток компетенций как у заказчиков, так и у исполнителей, необходимо сосредоточить усилия на повышении уровня знаний, обеспечении доступа к информации и ответственном подходе на всех этапах реализации проектов. Одним из ключевых решений может стать включение в образовательные программы блоков по доступной среде и универсальному дизайну.
Кроме того, государство должно стимулировать создание доступной среды в бюджетных учреждениях, на общественных и социальных объектах компаний с государственным участием. Это касается доступности оборудования, элементов окружающего пространства, мебели и других предметов.
Для повышения уровня знаний можно использовать проверенный портал по доступной среде одного из российских производителей товаров данных категорий. Там собрана вся актуальная информация, касающаяся организации доступности: нормативная документация, руководства по адаптации с примерами по функциональным зонам, инструкции по адаптации и монтажу, применению и размещению оборудования, онлайн калькуляторы и инструменты моделирования, фото- и видеоматериалы.
Комментарии ()
Написать комментарий