Методология доступной среды для инвалидов в последние десятилетия активно развивается под влиянием идеологии Целей устойчивого развития ООН [1], Конвенции о правах инвалидов ООН [2], понимания инвалидности и здоровья с точки зрения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья [3] - новой международной классификации Всемирной организации здравоохранения. Практическая реализация социальной модели инвалидности в Российской Федерации подкреплена положениями Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» [4].
В статье приведены результаты анализа потребностей инвалидов в обеспечении определенных аспектов доступной среды, систематизированы элементы системы создания доступной среды для инвалидов и иных НГМ.
Материалы и методы
По данным официальной статистики проанализированы показатели общей инвалидности в Российской Федерации, действующие российские и международные документы. Для расчетов использованы статистические сведения Росстата, Минтруда России и Федерального реестра инвалидов. Инвалиды с ограничением мобильности изучены на примере впервые признанных инвалидами по Российской Федерации в 2018 году. Данные об исполнении показателей доступности приоритетных объектов и услуг приведены на основании официального мониторинга, который осуществляет Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России.
Результаты и обсуждение
Общее число инвалидов в РФ сократилось с 13134 тыс. человек в 2010 году до 11947 тыс. человек в 2019 году (табл. 1).
Таблица 1. Показатели общей инвалидности в РФ среди населения (по данным Росстата на 2010-2019 годы)
Показатель / Годы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Общее число инвалидов, тыс.чел. | 13134 | 13209 | 13189 | 13082 | 12946 | 12924 | 12751 | 12261 | 12111 | 11947 |
Численность населения, тыс. чел. | 142857 | 142865 | 143056 | 143347 | 143667 | 146267 | 146545 | 146804 | 146880 | 146780 |
Удельный вес инвалидов среди населения, % | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,1 | 9,0 | 8,8 | 8,7 | 8,2 | 8,2 | 8,1 |
Наибольшие ограничения мобильности и барьеры при посещении объектов социальной инфраструктуры испытывают инвалиды с двигательными и сенсорными нарушениями. Структура впервые признанных инвалидов с ограничением мобильности по Российской Федерации в 2018 году следующая (табл. 2):
- с нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (далее - НСДФ), которые составили 26,7%, в том числе лиц, передвигающихся на кресле-коляске, - 4,2% и лиц с другими нарушениями НСДФ, которые требовали применения тростей, костылей, ортезов, ходунков, - 22,5%;
- с нарушениями психической и/или интеллектуальной функции - 6,8%;
- нарушениями сенсорной функции (зрения и/или слуха) - 1,4%;
- с языковыми и речевыми нарушениями - 0,6%, соответственно.
Под факторами окружающей среды МКФ рассматривает факторы, которые создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время. МКФ предлагает изучение факторов
Таблица 2. Формирование первичной инвалидности с ограничением мобильности (по РФ, на примере впервые признанных инвалидами, 2018 год)
Стойкие расстройства функций в организме | Впервые признанные инвалидами | ||||||
Всего N=694977 | В сельских поселениях N=169436 | В городских поселениях N=525541 | |||||
Название | Код по МКФ | Абс. | На 100 человек | Абс. | На 100 человек | Абс. | На 100 человек |
Нарушения НСДФ (статодинамических) функций, всего | b710-b799 S710-S799 |
185396 | 26,7 | 46076 | 27,2 | 139320 | 26,5 |
В том числе использующие кресло-коляску | 28884 | 4,2 | 8815 | 5,2 | 20069 | 3,8 | |
Сенсорные нарушения | b210-b299 | 37342 | 5,4 | 10276 | 6,1 | 27066 | 5,1 |
В том числе нарушения функции зрения | b210-b292 | 9841 | 1,4 | 3055 | 1,8 | 6786 | 1,3 |
В том числе нарушения функции слуха | b230-b249 | 5871 | 0,8 | 1627 | 0,1 | 4244 | 0,8 |
Одновременное нарушение зрения и слуха | b210-b292 b230-b249 | 25 | - | 7 | - | 18 | - |
Психические,в том числе интеллектуальные нарушения | b110- b119 | 47256 | 6,8 | 12290 | 7,3 | 34966 | 6,7 |
Языковые и речевые нарушения | b310-b399 | 4114 | 0,6 | 925 | 0,6 | 3189 | 0,6 |
окружающей среды на двух уровнях (см. рис.) [3]:
а) индивида - в непосредственном окружении индивида, охватывающем домашнюю обстановку, место работы, школу;
б) общества - формальные и неформальные социальные структуры, службы, общие установки и системы в сообществе или сфере культуры, которые оказывают влияние на людей.
Исследование, проведенное в Санкт-Петербурге среди инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, показало, что объекты социальной инфраструктуры в районе проживания по приоритетности для инвалидов ранжированы следующим образом [5]:
Рисунок. Методология изучения потребностей инвалидов в комплексной реабилитации и создании безбарьерной среды (с учетом МКФ)
*ИПРА индивидуальная программа реабилитации и абипитации инвалид; ИППСУ — индивидуальная программа предоставления социальных услуг; ИПРП - индивидуальная программа ранней помощи.
1-е место - медицинские учреждения (регулярно посещают 66,7% обследованных инвалидов),
2-е место - магазины (49,6%),
3-е место - учреждения социальной защиты (44,2%).
Органы власти (администрации районов, отделы социальной защиты населения и др.) посещали 18,0% опрошенных инвалидов, передвигающихся на кресло-коляске, жилищно-эксплуатационные организации - 15,9%, спортивные учреждения - 10,0%, библиотеки - 5,8%, соответственно. Объекты транспортной инфраструктуры не посещали 27,6% обследованных. Услугами социального такси пользовались 58,7% инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске [5].
Методом экспертных оценок выявлены причины, затрудняющие использование городской инфраструктуры в полной мере инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках:
а) техническое несовершенство архитектурно-планировочных решений (59,6% ответов);
б) состояние здоровья самих инвалидов (47,9%); проблемы психического здоровья (7,1%); психологические проблемы, такие как осуждение, излишнее внимание, насмешки в отношении инвалидов при выходе на улицу и др. (3,3%) [5].
Доступными для инвалидов и других МГН зданиями и сооружениями считают те, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений [6].
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России обобщает данные о выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) по повышению значений показателей повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (табл. 3). По итогам деятельности в 2018 году достигли запланированных показателей доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности - 42 субъекта Российской Федерации (49,4%).
Система создания доступной среды для инвалидов и других МГН в РФ и ее субъектах включает в себя следующие компоненты:
- методологический (научные знания, представления, терминология, принципы и др.);
- нормативно-правовой (развитие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы для регламентации создания доступности объектов социальной и иной инфраструктуры и услуг);
- финансовый (финансирование доступной среды посредством государственной программы РФ и программ субъекта РФ (программно-целевой метод), а также иные источники финансирования);
- экспертный (организации, учреждения и эксперты, проводящие экспертную оценку объектов социальной инфраструктуры, паспортизацию объектов, разработку реестров и др.);
- методический (совокупность средств, приемов и методов экспертной оценки состояния доступной среды на объекте социальной инфраструктуры);
- индустриально-производственный (индустрия технических средств обеспечения доступности - производители и поставщики технических средств);
- контрольно-надзорный (органы контроля и надзора за состоянием доступной среды на объектах социальной инфраструктуры);
- управленческий (исполнительные органы государственной власти разных сфер деятельности);
- общественный (общественные объединения инвалидов и родителей детей-инвалидов, пациентские организации и др.);
- информационный (информационная инфраструктура);
- кадровый (освоение новых профессиональных компетенций сотрудниками).
Таблица 3. Выполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) по повышению значений показателей повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов
Сферы жизнедеятельности | Показатель доступности объектов и услуг | ||||
2017 год | 2018 год | ||||
Социальное обслуживание | 72,0 | 60,5 | |||
Здравоохранение | 50,5 | 52,2 | |||
Образование | 39,2 | 49,9 | |||
Культура | 52,5 | 46,0 | |||
Служба занятости | 58,0 | 59,2 | |||
Физическая культура и спорт | 47,6 | 55,7 | |||
Транспорт | 35,9 | 39,4 | |||
ЖКХ | 58,4 | 16,1 | |||
Торговля | 38,1 | 34,5 | |||
Общественное питание | В 2017 году мониторинг не проводился | 24,2 | |||
Иные сферы жизнедеятельности | 74,15 | 22,2 |
Организацией Объединенных Наций в 2015 году была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [1], которая вступила в силу с 01.01.2016. Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности [7]. В течение предстоящих 15 лет государствам рекомендовано предпринимать усилия, направленные, в том числе, на борьбу с неравенством и «обеспечением того, чтобы никто не был забыт» [1]. Цель 11 предполагает «обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».
Выводы
При формировании национальной системы оценки и формирования безбарьерной среды для инвалидов и иных МГН необходимо учитывать не только статьи Конвенции о правах инвалидов, но и современную биопсихосоциальную модель инвалидности и здоровья МКФ, а также основные положения Целей устойчивого развития ООН.
Использованные источники:
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://undocs.org/ru/a/res/70/l
- Конвенция о правах инвалидов, ООН, 2006
- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03. 2019 г №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»».
- Проблемы инвалидов при передвижении на креслах-колясках в жилом помещении и объектах социальной инфраструктуры /Владимирова О.Н., Шеломанова Т.Н., Македонова И.Е., Рохманова М.В., Назаркина О.А. // Вестник всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. 2012. №1-2 (47-48). С. 54-57.
- Свод правил СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для мало- мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001.
- Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ссылка
Автор статьи О.Н. Владимирова, кандидат медицинских наук, директор;
И.С. Ишутина, кандидат медицинских наук, руководитель отдела Институт реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России
Источник: Экспертно-аналитический журнал «Доступная Среда» федеральное издание #1(1) Февраль 2020, статья «Методология создания безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения»
Комментарии (1)
Написать комментарий