Один из туристов, возвращаясь из отпуска авиакомпанией «Икар», обратил свое внимание на обилие тактильных надписей для незрячих и слабовидящих пассажиров, которые располагаются буквально на внутренней крышке унитаза.
Мужчина все это сфотографировал и подробно описал увиденное:
«Когда я подошел к туалету, я буквально оторопел от количества непонятных символов на дверях, я даже не сразу догадался, что это, но потом понял, что это шрифт Брайля, которым пользуются слепые. Я представил, как неудобно будет незрячим шарить руками по дверям, чтобы прочитать текст, а попав внутрь туалета, я удивился ещё больше: надписи шрифтом Брайля были нанесены даже на крышку унитаза! Оказалось, это еще не все «сюрпризы» — надписи обнаружились ещё и на потолке туалета. При каких обстоятельствах они могут быть использованы по назначению, страшно представить».
Действительно, на борту Боинга 767-300 каждое сиденье обозначено с применением системы Брайля, благодаря этому люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить нужную информацию. Но всегда ли эта информация размещена актуально и доступно?
Подрядчик, выполнявший работы для авиакомпании, явно перестарался с нанесением шрифтов для незрячих, а куда смотрели ответственные за это люди в «Икаре» – непонятно. Шрифт Брайля - рельефный, и прочесть надпись можно только путем прикосновений. В авиакомпании «Икар» пассажиру предлагают буквально потрогать унитаз, чтобы прочесть какую-либо информацию. Для чего ее понадобилось наносить на внутреннюю часть крышки унитаза – неизвестно. Наверняка, для этого можно было выбрать более доступное и чистое место, что так немаловажно в период пандемии COVID-19. Такой подход к проблемам инвалидов по зрению можно расценить не как заботу о них, а наоборот, как насмешку.
Подобные «ляпы» ошибка не только компании подрядчика, делавшей монтаж тактильных надписей для инвалидов, но и безответственность авиакомпании, принявшей такую работу.
Чтобы разобраться в проблеме, и узнать, как адаптировать среду для людей с ограниченными возможностями здоровья правильно, мы обратились за комментарием к Алексею Черепнову, руководителю одной из ведущих организаций по производству тактильных указателей, которая расположена в городе Торжок: «Конечно, эти фото меня удивили. Я многое видел, но решение наклеить тактильные надписи на внутреннюю часть унитаза — это поразительная глупость. У меня уже есть своеобразная коллекция подобных ляпов, и не только в области тактильной графики, но, пожалуй, шрифт Брайля на унитазе займёт в ней первое место. Второе место я бы отдал Брайлю на потолке — это тоже крайне нелепо. Стоит сделать вывод, что в последнее время все чаще встречаются подобные нелепые случаи. Происходит это по причине того, что на современном рынке появилось очень большое количество некомпетентных компаний, предлагающих свои услуги по адаптации инфраструктур. Только вот производство тактильный графики для незрячих невозможно без специальных профессиональных компетенций, которые должны быть у предприятия.»
Также оценку ситуации дал Дмитрий Цырулёв, руководитель проектного отдела одной из ведущих компаний, которая занимается вопросами доступной среды: «Такая ситуация сложилась потому, что авиакомпания нарушила алгоритм действий при выполнении задачи по адаптации пространства. Сперва заказчику следует заключить договор с проектной организацией, которая разработает проект и согласует его с заказчиком в установленном порядке, только после этого проект передается подрядчику на исполнение. Если бы заказчик обратился в проектную организацию, которая согласовала бы все работы с уполномоченными представителями общественных объединений инвалидов, либо с экспертами в области создания доступной среды для маломобильных групп населения, того, что мы видим на фото, удалось бы избежать».
Подводя итоги, можно сказать, что для организации доступной среды на любом социальном объекте сначала необходимо разработать проект, в который будут включены экономически выгодные и грамотно продуманные технические решения. Затем проект по обеспечению доступности должен пройти проверку в общественных организациях инвалидов, и только потом он реализуется на практике, с учетом всех необходимых требований и нормативов.
Комментарии ()
Написать комментарий