Безбарьерная среда для
людей с ограничениями
В декабре 2019 года состоялась конференция по развитию доступного туризма организованная Ростуризмом, в резолюции которой первым пунктом стояла рекомендация о разработке маршрута для лиц с ограниченными возможностями на базе брендовых маршрутов регионов. Наш регион не стал исключением, и в руки сотрудников НКО «Центр «Эксперт» попала разработанная схема маршрута, но пока официально не опубликованная Министерством туризма по Тверской области. Маршрут пролегает по историческому центру города Твери, имеет 6 остановок у главных достопримечательностей центра города. Исходя из таблицы, что мы рассмотрели, маршрут рассчитан на 2-3 часа.
Мы решили протестировать данный маршрут на доступность совместно с ребятами из ТОООИК «Кристалл» – Романом Щербатых и Андреем Увиковым, являющимся председателем данной организации и экспертом по доступной среде. Некоторое время назад представители Министерства туризма ТО показывали Андрею данный маршрут, но очень наспех и на автотранспорте, даже не останавливаясь на некоторых предусмотренных по маршруту остановках. У представителя общественной организации возникли вопросы по маршруту, но они так и остались без ответа. Поэтому возникло ощущение, либо маршрут для галочки, либо для галочки презентация маршрута для человека с инвалидностью. Поэтому мы совместно решили подробно изучить предполагаемый маршрут.
Из исходной таблицы предполагается 6 остановок, а именно: 1. Пл. Святого благоверного князя Михаила Тверского (начало маршрута); 2. Видовая площадка, пересечение ул. А. Дементьева и наб. Степана Разина; 3. Пл. Ленина; 4. Городской сад; 5. Соборная площадь; 6. Видовая площадка. Памятник Афанасию Никитину. Также таблицей предусмотрена и остановка под номером 7, которая возвращает нас на площадь Святого благоверного князя Михаила Тверского – это окончание маршрута. Но от остановки №6 до остановки №7 достаточно протяженное расстояние: его тоже нужно проделать пешком? Или же экскурсия предполагается все-таки на автобусе?
Когда мы впервые увидели маршрут, то предположили, что это пешая экскурсия, и маршрут выбран с точки зрения доступности для, например, инвалидов-колясочников. Ведь так прекрасно прогуляться по историческому центру Твери именно пешком. А если это автобус, то он обязательно должен быть оснащен специальным подъемником, и время нахождения на каждой остановке значительно увеличится, пока все выйдут из автобуса, а после рассказа экскурсовода туда снова с помощью подъемника зайдут. И маршрут приобретёт просто огромные временные рамки.
Так как конкретики в данной таблице не было, то мы отправились по маршруту пешком. Мы начали с первой остановки, время на которую отведено порядка 20-30 минут – это достаточно продолжительно, особенно для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. А лавочки, установленные на площади, не соответствуют требованиям п. 4.3.2 СП 59.13330.2012, то есть они некомфортны для пользования людьми с ограниченными возможностями. По периметру площади установлены ограничительные тумбы, предотвращающие заезд автомобилей на территорию площади. Такие элементы обязательно должны быть контрастны по отношению к плоскости, на которой стоят и, согласно п.4.3.4 СП 59.13330.2012, следует предусматривать предупредительное мощение в форме квадрата или круга на расстоянии 0,5 м от объекта. Это необходимо, в первую очередь, для слабовидящих и тотально незрячих людей.
Также на площади со стороны улицы А. Дементьева перед пешеходным переходом неверно выполнен бордюрный пандус, он сделан с нарушением норм и имеет слишком крутой уклон. В действительности расстраивает то, что ремонтные работы на данной площади были произведены в 2019 году, при действующей с 2011 года федеральной программе «Доступная среда». К тому же наша область была одной из первых, где внедрялся пилотный проект по данной программе. И по логике мы уже давно должны делать все не только правильно, но и предлагать собственные варианты по развитию универсального дизайна, но по факту это не так. И ошибок совершается еще очень много.
Второй остановкой на нашем пути была видовая площадка пересечения улиц А. Дементьева и наб. С. Разина – прекрасная точка, откуда открывается потрясающий панорамный вид на левый берег реки Волги. Здесь негодование вызвал информационный стенд, находящийся около пешеходной дорожки, но подойти к нему невозможно, так как вокруг него грубый грунт с кочками. Если оставаться на пешеходной дорожке, то прочесть информацию на стенде сложно, так как шрифт мелковат. Здесь сложности ощутят люди с дисфункцией зрения, на стенде есть QR-код, при наведении на него мобильного устройства можно получить информацию. Но мы говорим о туристическом маршруте для людей с ограниченными возможностями, поэтому информация на стенде должна быть продублирована шрифтом по системе Брайля. И подход к нему должен быть доступен, а шрифт и высота стенда должны быть удобны для прочтения человеку, находящемуся в инвалидном кресле.
Третья остановка по маршруту – пл. Ленина. К ней мы отправились по набережной С. Разина, считая нелогичным возвращаться обратно и следовать по ул. Советской. Но это только предположение, как на самом деле Министерство туризма ТО задумало маршрут, мы не знаем. Пройтись по набережной всегда приятно, здесь достаточное количество зон отдыха, и лавочки более правильные по сравнению с первой остановкой (имеют подлокотники), но в некоторых местах дорожное покрытие имеет явные дефекты.
Как правило, мы не ждем каких-либо препятствий, идя по пешеходной зоне, наше внимание слегка рассеивается, и отсутствие тротуарной плитки в какой-то момент может стать неприятной неожиданностью для любого из нас. Чтобы попасть на площадь Ленина (3-ая остановка по маршруту) мы свернули на ул. Трехсвятскую, где был первый совершенно недоступный пешеходный переход без занижения бордюрного камня. Согласно СП 59.13330.2012 бордюрный камень перед пешеходным переходом должен быть не выше 1,5 см. Тут ребята не смогли бы перейти без посторонней помощи.
Забегая немного вперед, надо сказать о том, что по данному маршруту соотношение доступных и недоступных пешеходных переходов (имеется ввиду занижение бордюрного камня) можно соотнести как 30% на 70%. Практически все занижения не соответствуют нормам доступной среды, но в некоторых случаях все-таки доступны к преодолению на инвалидной коляске. Но не один из пересекаемых пешеходных переходов не оборудован тактильной предупредительной разметкой. Это вы сможете увидеть в видео обзоре нашего исследования.
На площади Ленина также установлен информационный стенд, который расположен близко к пешеходной зоне. К сожалению, размер шрифта по-прежнему мелкий, и нет дублирования информации шрифтом по системе Брайля. Находясь у памятника В.И. Ленину, хотелось бы заметить, что раз маршрут для людей с ограниченными возможностями, было бы большим плюсом установить здесь 3D миниатюру для людей с дисфункцией зрения (это относится к 1, 5 и 6 остановкам по маршруту, и конечно разместить тактильную копию памятнику А.С. Пушкина в городском саду), так сделано во многих городах нашей страны.
Далее наш путь пролегал по ул. Советской, где, в основном, пешеходные зоны достаточно неплохие, но есть несколько мест, которые несут в себе опасность. Например, ливневые стоки, в которые проваливаются колеса инвалидной коляски, и есть большой шанс опрокинуться, а также провалы в грунте. Тверской проспект мы пересекли без препятствий. Занижение бордюра перед пешеходным переходом неидеально, но намного лучше, чем на площади Ленина. Правда, при переходе на зеленый свет нам немного не хватило времени, а тоже очень важно учитывать при построении маршрута для людей с ограниченными возможностями.
Четвертая остановка по маршруту – Городской сад, который по-прежнему закрыт на карантин, поэтому мы туда не попали. Но Андрей Увиков заметил, что в парке часто проводятся мероприятия для инвалидов-колясочников. На пешеходном пути около Краеведческого музея нам снова попался опасный участок в виде водостока, на котором отсутствовала решётка, и образовалась достаточно глубокая траншея.
Пятая остановка по маршруту — Соборная площадь, где, скорее всего, экскурсовод будет рассказывать про новый храм и Путевой дворец. Поэтому мы прошли мимо центрального входа в Путевой дворец. Тротуар, ведущий во двор дворца, слишком узкий для встречного движения, занижение бордюра присутствует, но не по нормам доступности. Отметим, что по всему периметру отсутствует занижение бордюра. Мы обследовали данный объект: он был одним из первых в нашей работе (ссылка на обследование: https://clck.ru/P6MrZ).
Последняя точка маршрута – видовая площадка, памятник Афанасию Никитину. Нас ожидал переход через старый мост…. После прохода мимо Путевого дворца мы повернули направо к мосту, и на этом участке дороги на тот момент (18.06.2020 г.) шли ремонтные работы. С предельной аккуратностью мы преодолели этот участок и зашли на мост. Зайти на мост ребятам не удалось бы без нашей помощи: в самом начале участка сильная деформация дорожного полотна. Одному из наших исследователей пришлось развернутся спиной и заходить задним ходом. На мосту были препятствия в виде железных листов и деформация дорожного полотна, но мы их преодолели.
Хороший пример того, что наши исследователи были на разных колясках: одна простая, а другая с электроприводом. И в обоих случаях понадобилась помощь. Особо не расслабишься на такой прогулке, когда хочется полюбоваться видами. Но внимание на дороге должно быть предельно сконцентрировано. После моста мы повернули направо к последней точке нашего маршрута. Дорожное полотно тут также оставляет желать лучшего, приходилось сильно вилять, чтобы обойти выбоины.
На месте мы смоделировали ситуацию: если бы нас привез автобус — вдоль всей площади высокий бордюр. А там, где он занижен, расположен пешеходный переход и, соответственно, парковка там запрещена. Примыкающий к площади пешеходный переход — абсолютно недоступен. Но противоположная сторона перехода сделана достаточно хорошо, лишь тактильная разметка отсутствует. Площадь вокруг памятника Афанасию Никитину имеет ровное дорожное полотно. Снова отмечаем, что необходима тактильная 3D копия памятника, а также специальные скамьи для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Несмотря ни на что, хочется выразить благодарность за то, что такой проект, как туристический маршрут для лиц с ограниченными возможностями, зарождается в нашем городе. Конечно, он требует детальной доработки, и мы очень надеемся, что с помощью нашего исследования недочеты исправят. Только вместе, в командной работе МЫ СДЕЛАЕМ ГОРОД ДОСТУПНЫМ КАЖДОМУ.
Прогуливаясь по городу с ребятами, мы обратили внимание на кафе и на отделения банков, попадающиеся мимо, оценив доступность их входных групп. А еще, что тоже очень важно, ребята рассказали, что нигде в городе нет доступного подхода к воде. Вдоль всей набережной нет ни единого спуска, по которому без риска мог бы спуститься человек на инвалидном кресле. Мы уверены, что в будущем такая возможность у ребят обязательно появится.
Комментарии ()
Написать комментарий