15 октября отмечается Международный день белой трости, и это отличный повод для экспертного сообщества оценить, как нормы и стандарты по созданию доступной среды для незрячих и слабовидящих реализуются на практике.
Белая трость – это высокофункциональный инструмент, компенсирующий отсутствие зрения. Однако ее эффективность напрямую зависит от инфраструктуры, которая должна быть предсказуемой, логичной и безопасной. С точки зрения экспертизы, ключевыми элементами этой инфраструктуры являются:
1. Тактильные наземные указатели (ТНУ): формальность vs системность
Согласно ГОСТ Р 52875-2018, ТНУ должны формировать непрерывные направляющие и предупреждающие пути. На деле же мы часто фиксируем «точечную» укладку тактильной плитки, которая не выстраивается в логичную навигационную цепь. Типичные ошибки:
- Прерывание тактильного пути в ключевых точках маршрута.
- Неправильный выбор типа плитки (направляющая вместо предупреждающей перед препятствием или лестницей).
- Игнорирование необходимости дублирования информации для слабовидящих с помощью контрастной окраски.
2. Акустическая навигация: недооцененный элемент безопасности
Пункт 5.1.5 СП 59.13330.2020 обязывает оснащать регулируемые пешеходные переходы звуковыми сигналами. Наши полевые исследования показывают, что даже при их установке часто нарушаются правила:
- Звуковые маяки не синхронизированы со светофорными циклами.
- Громкость сигнала недостаточна для маскировки фонового городского шума.
- Отсутствует стандартизация звуковых сигналов, что путает незрячих пешеходов.
3. Комплексный подход: от тротуара до объекта
Доступность – это цепочка, которая не должна прерываться. Белая трость помогает обнаружить бордюрный съезд (с нормируемым перепадом не более 1.5 см), но что дальше? К примеру, на входе в здание незрячего человека должна встречать корректно размещенная тактильная мнемосхема, а внутри – продуманная навигация. По нашим наблюдениям, основные разрывы этой цепочки происходят на стыках:
- Входная группа: отсутствие тактильной предупреждающей полосы непосредственно перед дверью, нестандартные пороги, тяжелые двери без маркировки контрастным цветом для слабовидящих.
- Навигация внутри здания: полное отсутствие или хаотичное размещение тактильных указателей, что не позволяет построить ментальную карту помещения.
- Зоны обслуживания: непродуманная расстановка мебели в холлах, создающая препятствия, стойки администратора или кассы, не имеющие тактильных табличек с шрифтом Брайля.
Выводы и рекомендации специалистов НКО «Эксперт»
Проблема адаптации кроется не в отсутствии нормативов, а в низком уровне компетенций подрядчиков и недостаточном контроле на стадиях проектирования и приемки работ. Необходимо:
- Внедрять обязательное участие незрячих экспертов в приемке объектов благоустройства.
- Разрабатывать паспорта доступности для городских маршрутов, где прописывалась бы вся цепочка тактильных, звуковых и визуальных ориентиров.
- Проводить обучение для проектировщиков и муниципальных заказчиков, разъясняя не просто букву ГОСТа, а логику восприятия пространства незрячим человеком.
Только когда белая трость будет взаимодействовать с продуманной, системной городской средой, можно будет говорить о настоящей свободе передвижения и интеграции для людей с нарушением зрения.
Комментарии ()
Написать комментарий