В современном обществе образование должно быть открыто для каждого, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако многие учебные учреждения недостаточно адаптированы под потребности таких учеников и студентов, что создает препятствия на пути к получению качественного образования.
В преддверии 1 сентября мы хотели бы напомнить о важности этой проблемы и обсудить способы адаптации образовательных объектов для учащихся с особыми потребностями, чтобы обеспечить им равные возможности.
Доступность зданий и помещений
Первый шаг к созданию доступной образовательной среды — это обеспечение физической доступности зданий и помещений.
- Учебные заведения должны иметь пандусы, широкие двери и коридоры, лифты и туалеты, адаптированные для использования людьми с ОВЗ.
- Кроме того, важно обеспечить доступность информационных материалов, таких как учебники и методические пособия, например, предложить электронный формат для студентов с нарушениями зрения или слуха.
Адаптация учебного процесса
Учебный процесс необходимо подстроить под особенности восприятия для учащихся с ограничениями по здоровью. Мероприятия могут включать внедрение специализированных технологий, таких как аудио- и видеоматериалы, интерактивные доски, а также программы для озвучивания текста. Также важно обучить преподавателей, чтобы они были готовы применять индивидуальный подход, учитывая уникальные потребности каждого студента.
Поддержка и помощь
Необходимо обеспечить учащихся с различными нозологиями соответствующую поддержку. Она может включать организацию дополнительных занятий, консультаций и наставничества. Также следует создать специализированную службу, которая будет оказывать помощь в решении возникающих трудностей и способствовать комфортным условиям для их обучения в образовательном заведении.
Нормативная база
Приятно, что государство стремиться способствовать созданию инклюзивного образования. Так этим летом были предложены поправки в законе об образовании. Одни из них:
- прописать специальные условия, которые должны быть созданы для обучения детей-инвалидов, например, обеспечение адаптированными учебниками и пособиями, специальными техническими средствами, помощью ассистента, сурдопереводчика и т.п.
- учредить психолого-медико-педагогическую комиссию для определения перечня необходимых условий не только в крупных городах, но и в отдалённых регионах.
Инициативу поддержал Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре на заседании 29 июля. Также большое внимание предлагается уделить наличию и компетенциям педагогов-психологов, логопедов в учебных заведениях, чтобы они помогали детям-инвалидам, их родителям и учителям строить образовательный процесс и налаживать общение со сверстниками.
Доступное образование — это право каждого, и учебные заведения должны стремиться к созданию равных возможностей для всех, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация учебных пространств и процесса обучения, наряду с поддержкой и помощью на всех уровнях, включая государственный, способствуют формированию благоприятной среды для получения качественного образования.
Комментарии (2)
Написать комментарий