Безбарьерная среда для
людей с ограничениями

Проблемы создания доступной среды в контексте градостроительного законодательства

Ежегодно разрабатываются новые нормативно-технические документы, включая национальные стандарты и своды правил, которые уточняют и конкретизируют, как и с помощью каких инструментов следует изменять окружающее пространство, чтобы инвалиды и другие маломобильные группы населения могли чувствовать себя полноценными членами общества.

С 2011 года в нашей стране действует Государственная программа «Доступная среда», в рамках которой работают эксперты и многочисленные производители продукции для инвалидов и создания доступной среды, сформировав целую новую отрасль промышленности. Большинство положений СП 59.13330 были включены в перечень, обеспечивающий соответствие требованиям Федерального закона №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Этот перечень не изменился, не утратил силу даже поле глобальных поправок в прошлом году.

Государство вложило огромные деньги, но стала ли наша окружающая среда доступнее? Нет! Можно было бы обвинить в этом безответственных строителей, продавцов, застройщиков, тех, кто принимает и вводит в эксплуатацию объекты, а также владельцев зданий и сооружений, но проблема, по нашему мнению, лежит глубже. Она носит системный характер.

Эта проблема становится ещё более актуальной в контексте проведения СВО, когда становится очевидным, что в ближайшем будущем увеличится число людей, для которых доступность объектов и услуг будет крайне важна. Важно, чтобы эта доступность была правильно организована и полезна обществу.

Мы полагаем, что корень проблемы лежит в самих основополагающих документах, регулирующих строительство. Из чего состоит процесс строительства? (Мы не будем разделять новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, так как этапы и проблемы в большинстве случаев схожи.) В упрощённом виде строительство включает:

  • разработку и утверждение технического задания;
  • проектирование;
  • государственную экспертизу проекта;
  • получение разрешения на строительство;
  • непосредственно строительство (реконструкцию, капитальный ремонт);
  • ввод в эксплуатацию (приёмку).

Содержание всех этих этапов регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации. Требования к проектированию и частично к проведению государственной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями на 27 мая 2022 года). Что же не так с этими документами и с процессами, происходящими в сфере строительства объектов доступности? Поделимся нашим мнением.

Исходя из нашего опыта, техническое задание, которое должно включать требования заказчика к разделу 11 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту коммунального строительства» (ранее раздел 10), часто составляется проектными организациями уже после готовности проекта. Это часто приводит к тому, что доступность объектов зависит от компетентности конкретного специалиста, разрабатывающего данный раздел, и от соблюдения требований Постановления №87, определяющее что раздел 11 должен включать следующее:

- В текстовой части должен содержаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, а также обоснование выбранных конструктивных, объемно-планировочных и других технических решений, которые обеспечивают безопасное перемещение инвалидов на объектах и их эвакуацию в случае пожара или стихийного бедствия.

- В графической части должна быть представлена схема планировочной организации земельного участка с указанием расположения объектов, описанных в текстовой части, и указанием путей перемещения инвалидов. Также необходимо включить поэтажные планы зданий (или других сооружений), объектов капитального строительства с отметками путей для перемещения инвалидов внутри объекта и путей их эвакуации.

Мы совершенно не понимаем, как из этих требований Постановления №87 можно получить грамотную и полезную доступность. В результате часто проекты не содержат тактильные наземные и напольные указатели (тактильную разметку) и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования». Отсутствуют системы оповещения, мнемосхемы, тактильные знаки, таблички, системы вызова персонала и множество других устройств. Пути движения в большинстве случаев не разделены по категориям инвалидности. Также отсутствует оборудование санузлов или же вовсе отсутствуют доступные санузлы.

Мы упомянули различные разделы проектной документации потому, что они охватывают разные аспекты обеспечения доступности: например, ширина проходов, дверей, наличие санузлов и пандусов, лифтов и подъемников, а также ширина коридоров, тротуаров и мест отдыха регулируются разделом 3 «Объемно-планировочные и архитектурные решения». Системы вызова персонала, радиоинформирования, оповещения и другие средства навигации, а также оборудование в санузлах (например, раковины, унитазы, поручни), включены в различные подразделы раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения». Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, включая эвакуацию, регламентируются разделом 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

Часто встречается ситуация, когда многое упускается, но особенно проблематична избыточная и неправильная адаптация. Требования СП 59.13330, национальных стандартов и других нормативных документов  игнорируются. Приведём примеры неправильно адаптированных объектов, выполненных в соответствии с проектами, прошедшими государственную экспертизу.

Тактильно обозначенные пути следования, изображённые на рис. 1, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52875 и является дополнительной преградой для всех посетителей, включая инвалидов по зрению. Указатели «Поле внимания», установленные в местах ответвления напротив боковых дверей, установлены с неправильным рифлением типа усечённых конусов с шахматным расположением рифов, что препятствует дальнейшему движению незрячих людей (вместо необходимого линейного расположения рифов). Направляющие указатели, выходящие из неправильно выполненного указателя «Поле внимания» и ведущие к боковым дверям, являются излишними и создают дополнительный барьер для всех посетителей. Согласно ГОСТ Р 52875 направляющие указатели не должны располагаться перпендикулярно основному направлению пути движения, а также не могут проходить через дверь.

На рис. 2 предупреждающий тактильный указатель перед началом лестницы выполнен с использованием рифов, расположенных в шахматном порядке, что препятствует дальнейшему движению инвалида по зрению. К торцу этого указателя с левой стороны прилегает направляющий указатель, что является нарушением базовых правил обустройства тактильного обозначенния путей следования. Кроме того, не установлен обязательный предупреждающий тактильный указатель перед дверью в такой ситуации. На стеклянном полотне двери отсутствует контрастная маркировка.

Что подразумевает госэкспертиза? На этапе государственной экспертизы проектной документации проводится оценка соответствия проектной документации различным требованиям. В числе этих требований могут быть технические регламенты, санитарно-эпидемиологические нормы, требования по охране окружающей среды, государственной охране объектов культурного наследия, безопасности использования атомной энергии, промышленной безопасности, надёжности и безопасности электроэнергетических систем, а также антитеррористической защищенности объекта. Экспертиза также включает оценку соответствия заданию застройщика или технического заказчика на проектирование.

На рис. 3 приведён пример проекта адаптированного туалета, который успешно прошёл государственную экспертизу. Однако в кабине с унитазом отсутствует достаточное пространство для маневрирования кресла-коляски, а также нет достаточного места для подъезда к унитазу сбоку. Два стационарных поручня делают унитаз непригодным для использования МГН.  Кроме этого, наличие откидных поручней с обеих сторон унитаза кажется не логичным и излишним. Было бы грамотнее установить один откидной поручень с фиксатором в верхней точке, чтобы не падал на посетителей.

 

Подводя итог сказанному, отметим, что в итоге в проектах учитываются только общие требования СП 59.13330.2020. Однако требования других сводов правил и национальных стандартов, которые детализируют и конкретизируют эти общие положения и необходимы для обеспечения доступной среды, часто остаются неучтенными.

В текущем виде проект успешно проходит государственную экспертизу, получает разрешение на строительство (и не может не получить, так как перечень пунктов, определяющих возможность выдачи разрешения, не включает требования к доступности), после чего передаётся строителям. Даже если строитель обнаруживает ошибки, избыток или недостаточность решений в области доступной среды, он не может их исправить. Причина заключается в том, что Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет несоответствие проектной документации как основную причину, по которой объект не может быть сдан и введён в эксплуатацию, особенно если проект прошёл государственную экспертизу. Изменения в проектной документации и повторная государственная экспертиза не предусмотрены.

Действительно, существует Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который требует обязательной оценки соответствия построенных, реконструированных или отремонтированных зданий и сооружений его требованиям. Эта оценка осуществляется лицом, осуществившим строительство, путём подписания специального документа. Однако в этот процесс вмешивается и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Например, статья 3, пункт 2 Кодекса устанавливает, что федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие градостроительную деятельность, не могут противоречить самому Кодексу. Таким образом, хотя Федеральный закон №384 устанавливает процедуру обязательной оценки соответствия зданий и сооружений его требованиям, Градостроительный кодекс может оказать влияние на выполнение этих требований, если между ними возникают противоречия.

Вывод из всего вышеизложенного очевиден: часто возникает неполная или избыточная, но почти всегда неправильная адаптация, а также отсутствие необходимой доступности. Без внесения системных изменений, охватывающих все этапы строительства, маловероятно, что будут достигнуты значительные улучшения в этом направлении.


08 июля 2024

Комментарии (1)

    Я хочу принять участие в Исследовании

    Условия участия в мероприятии
    Контент временно отсутствует!

    Я хочу принять участие в мероприятии

    Условия участия в мероприятии
    Контент временно отсутствует!

    Заявка на паспортизацию

    Сообщить об ограниченной доступности

    Оставить заявку на консультацию

    Получите бесплатную консультацию специалиста по доступной среде. Ваш проект будет сертифицирован и доступен для всех.

    Оставь отзыв и получи приз!
    или
    Рассчитать элементы
    доступной среды
    на калькуляторе
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.