Двухмерное изображение. Живопись, графика, фотография, плакат
Двухмерные изображения могут быть адаптированы для тактильного осмотра двумя способами - тактильная графика и рельефное изображение.
Кроме самой модели, можно продемонстрировать материалы и инструменты, которые использовались для её создания: кисти, мастихины, краски, холст, различные виды бумаги и так далее. Или же выделить крупный фрагмент с ключевым элементом произведения.
Изобразительное искусство часто использует перспективу как выразительное средство, поэтому важно передать её на тактильной модели.
Архитектура
Архитектурные объекты лучше всего демонстрировать с помощью трёхмерного макета. Но есть и более доступный вариант — создать макет фасада здания, чтобы показать его силуэт хотя бы с одной стороны. Это позволит начать обсуждение архитектуры и того факта, что она не ограничивается домиками с двускатной крышей. Существуют различные стили и виды декора.
Чтобы подчеркнуть масштаб архитектурного объекта, рядом с макетом можно разместить фигурку человека или другой элемент в подходящем масштабе. Также полезно продемонстрировать примеры материалов, из которых построено здание: кирпич, черепица, фрагмент камня, декоративный предмет убранства в натуральную величину.
Если планируется создать тактильную модель архитектурного объекта вместе с ландшафтом, то элементы ландшафта (например, дорожки) лучше выделить с помощью контраста и тактильных средств.
Скульптура
Оптимальный способ работы со скульптурой — использовать 3D-сканирование, чтобы затем перевести изображение в пластик, металл или дерево. Это позволяет создать точную копию произведения. Однако стоит учитывать, что множество мелких деталей при небольшом размере может быть трудно воспринять незрячему человеку. Возможно, после сканирования потребуется доработка и адаптация модели.
При работе с древними скульптурами, имеющими утраты, важно определить, какую информацию вы хотите передать незрячим посетителям. Показать им текущее состояние предмета или рассказать о том, как время повлияло на него? Или же восстановить утраты, чтобы продемонстрировать исторический вид объекта и обсудить его предназначение?
Инсталляции и конструкции
При работе со сложными инсталляциями и конструкциями может понадобиться адаптация.
Копии музейных предметов
Тактильные модели можно сделать для любых музейных предметов. Это может быть даже копия оружия или предмета одежды.
Обычно производители тактильных моделей привлекаются в последнюю очередь при подготовке выставки. Создание качественной тактильной модели требует времени. Тактильная графика может быть создана за 2–4 недели в зависимости от количества, если есть хорошие исходные материалы. Рельефы могут изготавливаться от 3 недель до нескольких месяцев, в зависимости от их размера, сложности и количества. Больше всего времени уходит на создание моделей архитектурных памятников, так как они могут содержать множество деталей, а чертежи и фотографии могут быть недоступны. В таких случаях только сбор материалов и проектирование могут занять несколько месяцев.
Характеристики тактильных моделей:
- Внешний вид
- Безопасность
- Прочность
- Устойчивость к загрязнениям
Источник: Учебно-методическое пособие "Доступный музей для незрячих посетителей".
Комментарии ()
Написать комментарий