Безбарьерная среда для
людей с ограничениями

Лекция №6. Правила общения с людьми с инвалидностью



Люди с инвалидностью — это такие же люди, как и все остальные, только имеющие определенные особенности. Поэтому и общаться с такими людьми следует без излишней заботы, жалости, растерянности и любопытства. Конечно, у каждого человека есть индивидуальные потребности и пожелания, но существуют стандартные правила, которые необходимо соблюдать при контакте с человеком или группой людей с инвалидностью.

Основные правила этикета при общении с людьми, имеющими ограничения по здоровью:

1. Разговаривая с человеком, обращайтесь непосредственно к нему самому, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику.

2. Знакомясь с человеком, вполне допустимо аккуратно пожать ему руку — даже тем, кто с трудом двигает рукой, или кто использует протез.

3. Предлагая помощь, подождите, когда ее примут, а затем спрашивайте, что и как лучше сделать. Если что-то непонятно, не стесняйтесь переспросить.

4. Обращайтесь по имени к детям с инвалидностью, а к подросткам и старше — как ко взрослым.

5. Абсолютно корректно говорить незрячему: «Увидимся» или «Посмотри на это», а неслышащему: «Вы слышали об этом?». Пропуская человека на инвалидном кресле вперед, следует говорить: «Проходите!».

6. Общайтесь с человеком на равных. Например, если человек страдает церебральным параличом, то он прекрасно понимает все, что ему говорят. Поэтому не нужно разговаривать с ним громко и чересчур четко.

7. Если вы видите, что человек прекрасно справляется с чем-либо сам, то не следует предлагать ему помощь.

А теперь давайте рассмотрим правила коммуникации с каждой нозологической группой в отдельности.

Люди, передвигающиеся на кресле-коляске

Пропуская человека на кресле-коляске вперед, всегда говорите: «Проходите!», но ни в коем случае не говорите: «Проезжайте!».

Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Люди, частично или полностью лишенные зрения

Люди с нарушением слуха

Люди с ментальными нарушениями

Обобщая все рекомендации, изложенные выше, можно сделать главный вывод об общении с людьми с инвалидностью — следует быть естественным и общаться на равных. К сожалению, большая часть современного общества в странах постсоветского пространства по-прежнему не готова воспринимать людей с ограниченной мобильностью, как равных, себе подобных.

Создание доступной среды, обширной нормативно-правовой базы, системы социальной защиты не устраняет барьеры взаимного восприятия между людьми с инвалидностью и остальной частью общества.

Всем нам следует приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Ведь привитие этически выдержанной и грамотной терминологии, а также выработка культуры общения и восприятия людей с инвалидностью являются основополагающими в вопросе их полноценной интеграции в общество.

Поэтому, даже если мы считаем себя воспитанными и тактичными людьми, будет не лишним ознакомиться с рекомендациями, которых желательно придерживаться при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

И, конечно, совершенно неприемлемо использовать слова, понятия и фразы, являющиеся оскорбительными по отношению к таким же людям, как мы: «неполноценный», «даун», «калека» «умственно отсталый», «больной», «ненормальный» и т.п.

Инвалидность – это не медицинский диагноз, а, следовательно, не стоит руководствоваться сомнительными стереотипами, заложенными в нас предыдущими поколениями. Изменять такое положение вещей необходимо с помощью социально-просветительской работы в данном направлении. По этой причине неоценима роль обучения персонала, напрямую работающего с клиентами правилам общения и оказания ситуационной помощи посетителям с инвалидностью.

Я хочу принять участие в Исследовании

Условия участия в мероприятии
Контент временно отсутствует!

Я хочу принять участие в мероприятии

Условия участия в мероприятии
Контент временно отсутствует!

Заявка на паспортизацию

Сообщить об ограниченной доступности

Оставь отзыв и получи приз!
или
Рассчитать элементы
доступной среды
на калькуляторе
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.