Безбарьерная среда для
людей с ограничениями

Что следует знать о программе «Доступная среда»



Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». В результате работ колоссального масштаба, проведенных в структуре нормативно-правового законодательства РФ, было переработано большое количество документов на международном, федеральном и региональном уровнях. В настоящее время система нормативно-правовых актов по организации доступной среды для всех категорий МГН (маломобильная группа населения) довольно обширна.

Важно понимать, что организация доступной среды представляет собой целый комплекс мероприятий. При этом необходимо учитывать потребности всех людей, входящих в маломобильную группу населения (МГН) уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространстве универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Маломобильные группы населения (МГН) — это не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и пожилые люди, беременные женщины, родители с детьми в колясках, сами дети до 7 лет, а также те граждане, которые получили травмы конечностей или имеют в руках тяжелую поклажу. Поэтому все мы в определенный период жизни можем стать маломобильной категорией населения, ведь никто не застрахован от переломов, нарушений функции зрения или наступления старости.

Основополагающими задачами государственной программы «Доступная среда» являются:

Руководствуясь Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, программа «Доступная среда» реализует на практике основные цели устойчивого развития мирового общества. Эти цели направлены на общее развитие всех стран мира и каждого государства в отдельности.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатель 1: "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов".

Показатель 2: "Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов".

Показатель 3: "Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации".

Показатель 4: "Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)".

Показатель 5: "Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)".

Показатель 6: "Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации".

Этапы и сроки реализации Программы

  2011 - 2025 годы, в том числе:
I этап 2011 - 2012 годы;
II этап 2013 - 2015 годы;
III этап 2016 - 2018 годы;
IV этап 2019 - 2020 годы;
V этап 2021 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год 33 003 378 тыс. рублей;
на 2012 год 30 025 336,3 тыс. рублей;
на 2013 год 33 331 917,2 тыс. рублей;
на 2014 год 35 589 924,4 тыс. рублей;
на 2015 год 41 087 160,8 тыс. рублей;
на 2016 год 38 553 312,2 тыс. рублей;
на 2017 год 47 448 769,1 тыс. рублей;
на 2018 год 50 794 059,5 тыс. рублей;
на 2019 год 53 799 240 тыс. рублей;
на 2020 год 54 567 225,4 тыс. рублей;
на 2021 год 55 663 225,3 тыс. рублей;
на 2022 год 56 289 725,3 тыс. рублей;
на 2023 год 56 933 225,3 тыс. рублей;
на 2024 год 57 613 225,3 тыс. рублей;
на 2025 год 57 613 225,3 тыс. рублей

Из них:

на 2011 год 33 003 378 тыс. рублей;
на 2012 год 30 025 336,3 тыс. рублей;
на 2013 год 33 331 917,2 тыс. рублей;
на 2014 год 35 589 924,4 тыс. рублей;
на 2015 год 41 087 160,8 тыс. рублей;
на 2016 год 38 553 312,2 тыс. рублей;
на 2017 год 47 448 769,1 тыс. рублей;
на 2018 год 50 794 059,5 тыс. рублей;
на 2019 год 53 799 240 тыс. рублей;
на 2020 год 54 567 225,4 тыс. рублей;
на 2021 год 55 663 225,3 тыс. рублей;
на 2022 год 56 289 725,3 тыс. рублей;
на 2023 год 56 933 225,3 тыс. рублей;
на 2024 год 57 613 225,3 тыс. рублей;
на 2025 год 57 613 225,3 тыс. рублей
на 2014 год 8 999 525,8 тыс. рублей;
на 2015 год 11 082 759,1 тыс. рублей;
на 2016 год 15 365 896,3 тыс. рублей;
на 2017 год 24 125 126,2 тыс. рублей;
на 2018 год 26 474 603,6 тыс. рублей;
на 2019 год 28 826 799,3 тыс. рублей;
на 2020 год 28 826 799,3 тыс. рублей;
на 2021 год 28 826 799,3 тыс. рублей;
на 2022 год 29 253 299,3 тыс. рублей;
на 2023 год 29 896 799,3 тыс. рублей;
на 2024 год 30 576 799,3 тыс. рублей;
на 2025 год 30 576 799,3 тыс. рублей

Хорошее здоровье и благополучие

Хорошее здоровье и благополучие

Организация доступного пространства, в котором каждый член общества, даже со значительными ограничениями по здоровью, может самостоятельно посетить любое учреждение фармацевтического и медицинского назначения, считается залогом хорошего здоровья и благополучия всего общества.

Качественное образование

Качественное образование

Принимая во внимание практику инклюзивного образования как взрослых, так и детей, независимо от физических и психических особенностей, программа «Доступная среда» реализует принцип равных возможностей.

Индустриализация, инновации и инфраструктура

Индустриализация, инновации и инфраструктура

Улучшение качества жизни маломобильного населения тесно связано с процессами динамичного развития инфраструктуры города и страны. С каждым годом процесс индустриализации ускоряется, а прогрессивное развитие инноваций позволяет людям с инвалидностью пользоваться различными видами устройств, которые не только помогают упростить жизнь, но и делают возможным адаптацию любого объекта, обеспечивая безопасность и комфорт.

Уменьшение неравенства

Уменьшение неравенства

Программа «Доступная среда» стремится устранить барьеры во взаимоотношениях между людьми и создать условия, необходимые для интеграции людей с ограниченной мобильностью в общество. Активное участие в приоритетных сферах жизнедеятельности общества повысит уровень жизни людей с особыми потребностями.

Устойчивые города и населенные пункты

Устойчивые города и населенные пункты

Принимая во внимание обширную нормативно-правовую базу, которую охватывает государственная программа, обеспечивается устойчивость как городов, так и населенных пунктов. Данная устойчивость тесно связана с возможностью обеспечения безопасности и удобства всех жителей города или населенного пункта.

Федеральная программа «Доступная среда» на данный момент продлена до 2025 года, в ее поддержку по всей России создаются общественные движения, некоммерческие организации и просто неравнодушные люди создают сообщества, в которые входят эксперты по организации доступной среды, люди с инвалидностью, волонтеры и многие другие. Все вместе они хотят создать по-настоящему безбарьерное пространство в своих городах, а главное предотвратить ошибки при его создании. Ведь на текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и норм.  Федеральная программа поддерживается и большим перечнем нормативных документов, среди которых и принятая в 2020 году новая Конституция РФ, в которой так же прописано понятие «доступной среды».

Создавая доступную среду, вы выполняете требования не только Конституции РФ, но и ряда следующих документов:

Список базовых документов, на которые нужно опираться при создании безбарьерного пространства для людей, имеющих инвалидность:

  1. Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» является фундаментальным документом, в котором строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к организации доступной среды. Закон предусматривает важнейшие статьи о том, что должно делаться на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
  2.  Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который на обязательной основе требует полного соблюдения регламента для обеспечения удобства и безопасности для всех без исключения.
  3. Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» учитывает необходимость адаптации объектов по предоставлению данных услуг для лиц с ограничениями в жизнедеятельности, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».
  4. Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды по приоритетным сферам деятельности предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизнедеятельности, получения образования, занятий спортом, трудовой деятельности, творческих занятий и хобби.
  5. Указы президента и постановления Правительства РФ напрямую касаются вопросов проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с ограниченными возможностями.
  6. ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, учитывающие все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограничениями в жизнедеятельности.
  7. Своды правил и СНиПы предусматривают определенные обязательные положения по проектированию зданий и сооружений с учетом обеспечения их доступности для людей с инвалидностью. Основным документом является СП 59.13330.2016, который вступил в силу 1 августа 2020 года.
  8. Федеральный закон №195 «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов обязаны соблюдать нормы и требования по созданию безбарьерной среды для МГН. И при уклонении от исполнения данных требований несут предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

Несоблюдение норм приводит к травмам!

Отсутствие надлежащего доступа к тому или иному объекту может повлечь за собой нанесение вреда здоровью человека с инвалидностью различной степени тяжести.

Например, неправильный угол наклона пандуса входной группы, особенно в дождливую погоду или в мороз, может спровоцировать падение с кресла-коляски человека, попытавшегося забраться на него без посторонней помощи.

Или, незрячий человек может упасть при спуске со ступеней лестничного марша из-за отсутствующей тактильной разметки, которая обязательно должна обеспечивать безопасный путь перемещения на социально-значимом объекте.

ВНИМАНИЕ — УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Неумышленное причинение вреда здоровью рассматривается как преступление, и лица, осуществляющие профессиональную деятельность, которая стала причиной нанесения ущерба, могут понести наказание вплоть до 4 лет лишения свободы.

Кто несет ответственность?

Ответственность за нанесение вреда здоровью человеку с ограниченными возможностями несет собственник или арендатор объекта социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, а также руководитель государственного или муниципального учреждения.

«Доступная среда» — безопасность, доступность, комфорт

Давайте вместе формировать безбарьерное пространство для комфортной жизни, труда и учебы всех жителей нашей страны, не нарушая норм и правил, призванных помогать в реализации данной программы!

Представьте, как может преобразиться наша жизнь в городе, если каждый владелец помещения, предоставляющего услуги населению, позаботиться о том, чтобы организовать пространство, которое позволит самостоятельно посещать заведение людям с инвалидностью и другим категориям МГН.

Жизнь в городе станет намного проще, если в нем будет безопасно и комфортно всем!

Я хочу принять участие в Исследовании

Условия участия в мероприятии
Контент временно отсутствует!

Я хочу принять участие в мероприятии

Условия участия в мероприятии
Контент временно отсутствует!

Заявка на паспортизацию

Сообщить об ограниченной доступности

Оставь отзыв и получи приз!
или
Рассчитать элементы
доступной среды
на калькуляторе
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.